Диалог 3. Иррациональность как познавательная функция человека


А: Мне хотелось бы более детально разобрать иррациональность как познавательную функцию человека. Объясню, в чем проблема: многие психологи, например соционики, подходят к определению иррациональности только через поведенческие харакеристики - импульсивность, несистематичность получаемого знания и т. д. На мой взгляд, они упускают самое важное - природу иррационального знания. А природа его состоит в том, что оно возникает внезапно и сразу как неосознаваемая реакция древних отделов нервной системы и рецепторов кожи и внутренних органов. Я бы сравнила такое знание с нюхом животного, который чует добычу или опасность.
Б: Я не психофизиолог и обсуждать мозговые функции психики не собираюсь. Все в психике определяется средой и мозгом. А выделять функции по их локолизации в мозгу - это не по части психолога. Психолог может различать психические явления только по их содержанию.
А: Но вы же всегда спрашиваете о причинах и говорите, что для психолога, как и для всяких других специалистов, важно знать не только как, но и почему?
Б: Прежде, чем разговаривать о причинах чего бы то ни было, надо четко, независимо от причин, определить, что имеется в виду, о чем речь, и причину чего мы должны искать. Надо сначало определить явление, а потом уже предлагать его объяснение. Объяснений может быть тысяча. Притом, это, как правило, гипотезы.
А: Давайте попытаемся четко определить явление. Как бы вы определили иррациональную функцию?
Б: Вообще-то в науке положено сначала посмотреть, что этим словом называлось вообще изначально, а потом или принять это, или назвать этим словом что-то другое. При этом, конечно, привнести путаницу, но это для нас обычное дело. Если сейчас рассматривать все определения, которые мы имеем для этих терминов, то получим полный хаос. Как обычно, каждый про что-то свое.
А: Я сделала такой обзор, рассмотрев философские и психологические определения иррациональности. Чего там только нет. Перечислять можно долго. Практически каждое из них очень спорно. Иррациональность в терминах философских словарей - опора на интуицию, на ощущение, на чувства и на опыт. В терминах социоников ирациональный, это импульсный, спонтанный, гибкий, динамичный, непринужденный, безмятежный, орирающийся на случайные события и факты. Сошлюсь в доказательство своих слов на недавнее диссертационное исследование Поповой Светланы, под руководством В.А. Кольцовой. Собрав все определения интуиции они пришли к выводу, что их многообразие зависит от позиции философа и от его, по сути, психологического типа. Отсюда акценты на субъективно полученное знание или объективно полученное знание и т.д.
Б: При чем здесь интуиция? Мы с вами начали вообще говорить про рациональность и иррациональность. Нам нужно просто определить что мы имеем в виду под иррациональностью в нашем случае. В познании выделяются процессы построения образов и понятий. Первое - чувственное познание, второе - мышление. Чувственное познание преимущественно неосознаваемо, мышление может быть или преимущественно неосознаваемым, или преимущественно осознаваемым. Неосознаваемые процессы познания, восприятия и мышления называются интуицией. Осознаваемые познавательные процессы восприятия и мышления называются рациональным познанием. Иррациональное познание по этим определениям оказываются интуицией.
А: То есть единственный различительный признак иррационального познания - это его неосознаваемость.
Б: Да, нерефлексивность, а потому плохая управляемость и контролируемость. Оно происходит само собой. Такое познание не осуществляют, оно осуществляется. В отличие от рационального, которое осуществляют, контролируют, направляют.
А: То есть, есть еще один производный признак - возможность контролировать и направлять познание на всех его этапах.
Б: Производный признак там не один. Производные признаки в определениях вообще не указываются.
А: Хорошо. Давайте поговорим о производных признаках иррационального познания. Приведу ряд примеров для понимания того, что я считаю иррациональным познанием:

  1. мать, которая на расстоянии чувствует, что ее ребенку угрожает опасность;
  2. художник, который чувствует, что перешел в некую иную реальность, и его кистью водит сам Бог;
  3. дорога, которую выбирает человек, когда на пути нет никаких указателей;
  4. любовь с первого взгляда, ощущение, что это твое;
  5. балансирование на велосипеде, когда начинаешь учиться кататься на нем;
  6. ощущение, что выберешь счастливый билет на экзамене;
  7. чувство надвигающейся опасности, хотя внешне все спокойно;
  8. состояния, когда пытаешься "почувствовать" какого-то человека, предмет, ситуацию;
  9. наши сны;
  10. галлюцинаторные явления;
  11. разного рода мистические явления;
  12. непосредственное восприятие и переживание цвета, формы, звука, аккорда.


Б: В качестве производных можно выделить несистематичность познания с пробами и ошибками на основе догадок, неосознаваемых неверблизованных гипотез и озарений, использованием вероятностных оценок и предсказаний с участием чувственных образов.
А: В системе выделяется направленность иррациональной функции на мир или на Я. Давайте введем определения для направленности иррациональной функции на мир.
Б: А чем это определение будет отличаться от направленности рациональной функции?
А: Оно имеет другую первоначальную природу. Иррациональность, направленная на мир связана с другой познавательной функцией. Я бы опять хотела связать направленность иррациональной функции с доминированием энергетики верхних или нижних чакр. Эта эзотерическая реальность, как ни странно, находит понимание у людей. Они сразу "схватывают" основную идею, которую я хочу донести.
Б: Это все не для меня. Людям нужно не чакры определять, а типы.
А: К сожалению, эмпирическая наука здесь отдыхает. Никаких вразумительных описаний я не встречала.
Б: Читайте описания направленности на мир и на я в информационном изложении. А в том, что вы сейчас сказали по этому поводу отдыхает не эмпирическая наука, а возможность что-либо понять про то, что вы называете направленностью функций. Это определение одного неизвестного (направленность функций) через другое неизвестное (чакры).
А: Была бы очень рада, если бы студенты поняли сказанное в информационном сообщении так, как положено. Но, как показывает практика моей преподавательской деятельности, такие определения проходят, что называется, мимо ушей. Возможно, по поводу доминирования верхних чакр при направленности иррациональной функции на мир и нижних чакр при направленности иррациональной функции на Я, это неправомерная гипотеза. Но, как утверждает методология науки, я имею право на любые гипотезы. По крайней мере, гипотеза об умении человеком оценить данную реальность на себе или других была нами проверена и подтверждена в пилотажных исследованиях
Б: Определение через чакры является теоретическим, гипотетическим, объясняющим, но для объяснения, как уже мы отмечали, нужно знать, какое явление объясняется, иметь его эмпирическое определение. Оно дано в информационном изложении материала и его здесь нужно сначала повторить, а не отдыхать и уж потом объяснять через чакры или еще через что-нибудь. Кроме этого, содержание объясняющих понятий должно быть как-то описано, а не просто названо словом. Данные об эмпирической проверке гипотезы сами по себе можно обсуждать как и гипотезу в целом, но только после ясности с тем, что собственно объясняется. В практике (диагностики и консультирования) без эмпирических определений вообще невозможно работать.
А: В качестве эмпирических фактов могу привести для людей с направленностью иррациональной функции на мир следующие:

  1. они часто чувствуют другого лучше, чем себя;
  2. их предпочитаемые цвета - зеленый, синий, розовый при прозрачности палитры;
  3. дисгармония конфликтов их напрягает и расстраивает.

Для людей, у которых иррациональная функция направлена на Я, отмечается следующее:

  1. обычно они в первую очередь чувствуют себя, а потом другого;
  2. их предпочитаемая палитра цветов - насыщенные яркие желтый, красный, фиолетовый, коричневый;
  3. они часто провоцируют конфликт, для поднятия адреналина в крови.

Я понимаю, что это очень приблизительные объяснения и факты. К сожалению, пока только такие. Будем работать дальше в этом направлении.

Вставка

Я понял те слезы, я понял те муки,
Где слово немеет, где царствуют звуки,
Где слышишь не песню, а душу певца...
	А. Фет

Мы слух на слух не обменяем:
мой обращен во глубь мою
к сторонним звукам невменяем...
	Б. Ахмадулина

Вставка

Устами природы говорит дух вечности, который жив и в нас самих (Х. Понтоппидан)

Вставка

Правдивое сердце - главное оружие истины (Ж.Ж. Руссо)