Диалог 5. Псикосмология и астрология: спор о методе презентации психических свойств


А: Многие спрашивали меня: "Ваша система очень напоминает 12 знаков зодиака, а не пробовали ли вы сопоставлять ваши типы с астрологическими?" Пробовали. Значимых связей не обнаружили. Идея связи даты рождения с психологическим типом личности мне кажется не совсем удачной. К тому же, на данный момент известно много научных фактов об индивидуальных различиях близнецов, находящихся в утробе матери, то есть еще задолго до рождения.
Б: До рождения сейчас уже никого не волнует. Речь идет о зачатии, то есть о генетике.
А: Не важно. Мысль моя о том, что не надо придавать такого значения дате и месту рождения, как это делают астрологи, но сама идея порядка и предустановленной гармонии 12 типов характеров, на мой взгляд, хорошо отражает реальное положение вещей.
Б: Если вы сопоставляете концепции, то можете их сопоставлять, как минимум, по двум направлениям: эмпирические описания и теоретические объяснения типов. Ваши эмпирические описания имеют сходство часто лишь в самых внешних характеристиках, то есть - типов 12, модель имеет кругообразную форму. Если говорить о содержании типов, то в астрологии это часто просто набор характеристик, вытекающих из предположительных связей этих характеристик с влиянием небесных тел. На эмпирическом уровне они малоразличимы и имеют огромное количество сходных черт. Бывает очень трудно отнести конкретного человека к определенному типу: каждый находит присущие ему признаки во многих типах.
А: Но это есть и в моей типологии. Важно различать нюансы. В каждом есть потребность любить и быть любимым, но в типологии, которую я развиваю, очень важно, что человек понимает под словом любить и быть любимым, то есть важна субъективная составляющая.
Б: Астрологи объясняют, что они понимают под любовью - у одних больше сексуальная активность, у других меньше. Не в этом дело.
А: А в чем?
Б: Их типы больше отличаются гипотетическим происхождением, чем эмпирическими характеристиками. В вашей системе вообще нет речи о происхождении типов. Невозможно даже сказать врождены они или нет, поскольку у однояйцовых близнецов бывают разные типы. В этом смысле ваша система классическая классификационная теория, а у них причинная.
А: Астрология, по-видимому, удовлетворяла существенную потребность человека, чтобы прожить так долго и занимать такое высокое положение во многих культурах.
Б: Причинные теории должны быть эмпирически проверены.
А: Ученые проверяли и ничего не обнаружили, однако астрология, как видите, совсем даже не загибается, а процветает.
Б: Так же как и мифы, которые никуда не деваются, но при чем тут наука.
А: Некоторые ученые, занимающиеся астрологией, считают, что основная ее заслуга в том, что она, занимаясь психикой человека, показывает, что в ней есть тоже космический порядок, а сообщество людей не является хаосом, но несет в себе гармонию мира.
Б: Это показывает любая типология. Так что никакой заслуги я здесь не вижу.
А: Но здесь задействован символический уровень объяснения.
Б: Что ты выдумаешь? Гипотезы и все. Самые разные.
А: То есть, вы хотите сказать, что псикосмология и астрология вообще никак не связаны.
Б: Существенным образом никак. Имеется лишь случайное внешнее сходство. Как раз в описании эмпирических качеств людей в астрологии нет никакой системы. Каждая личность - это бессистемная свалка психологических качеств, которая якобы порождается сочетанием звезд при рождении. В вашей типологии на эмпирическом уровне личность уже система качеств, целостная и взаимосвязанная.
А: Но я сейчас говорю не об отдельной личности и даже не об отдельном типе, а о гармонии 12 типов для развития социума. Это что-то сродни идеям социоников.
Б: Да любая типология придерживается этих же идей, только она по-своему видит эту гармонию. А психология занимается не социумом, а отдельными людьми. Их качества и характеристики она должна изучать и объяснять. Социальная гармония должна находить объяснение в гармоничном взаимодействии личностей как носителей систем качеств и характеристик. Социальная гармония производна, в большой степени, от гармонии составляющих ее элементов. Любые эмпирические описания личности (боле стройные или менее стройные) могут работать, но эффективность этой работы будет как раз определяться степенью упорядоченности применительно к каждому типу личности. Здесь астрологические описания, на мой взгляд, значительно менее эффективны.
А: То есть, вы отказываете им в предсказательной силе, а они как раз делают акцент на этом.
Б: Пусть себе делают. Каков результат этих акцентов? Важно то, что в практике и науке их предсказания не подтверждаются даже на уровне самых низких корреляций. А что касается теоретических их представлений, то они, как я уже сказал, на уровне мифов. Как были, так и остаются совершенно неподтвержденными гипотезами. При этом внешний антураж, вплоть до математических выкладок, весьма наукообразный. Это кажется убедительным для некоторой части публики.
А: Мне бы хотелось этот красивый миф превратить в реальность, но не в части объяснительной гипотезы.
Б: В части описания они и не являются мифом. Это просто несовершенное эмпирическое знание.
А: Но мы и пытаемся его сделать более совершенным.
Б: Дай вам Бог.

Иллюстрация. (Открыть)